Живая летопись Смоленска // спецпроект ››

История Смоленска в одном маршруте

05.09.2017, 15:44

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2017/09/DSC0464-700x465.jpg

С каждым годом туристический поток в Смоленск растёт. Гостями города становятся не только столичные жители, но и представители иностранных государств.

Безусловно, каждый из нас встречал небольшую туристическую группу, следующую по областному центру в сопровождении экскурсовода. По словам последних, и местные жители, (особенно прибывшие из районов области), интересуются историей столицы региона.

Сегодня SmolDaily.ru предлагает «суперскоростную» версию осмотра достопримечательностей города. Осуществить эту миссию поможет маршрут №16н, находящийся «на балансе» предприятия Сергея Сливинского. Среди смолян этот рейс называют «кольцевым». Сейчас вы поймёте почему.

Итак, наша стартовая точка находится на улице Валентины Гризодубовой. Главная достопримечательность здесь — люди, точнее, бабушки, торгующие домашней продукцией у остановки. Круглый год каждый пассажир находится под прицелом.

Совершив несколько извилистых поворотов, мы выезжаем на улицу Маршала Ерёменко. Длинная прямая, состоящая из пологой части, подъёмов и спусков, отчасти становится олицетворением города.

На перекрёстке с улицей Фрунзе виднеется здание эпохального авиационного завода (с 1926 года здесь ремонтировали авиационные двигатели, позже он стал закрытым военным объектом, с 1971 года — авиационным заводом). Напомним, в ближайшие несколько лет предприятие займётся выпуском новейшего учебно-тренировочного самолета СР-10. Подробности здесь.

Особенно бурное строительство улицы Фрунзе развернулось в 60-х годах XX века. Буквально на глазах исчезали деревянные домики, а на их месте поднимались многоэтажные жилые дома. На перекрёстке с улицей Кутузова в сквере на постаменте установлен Як-42. Вероятно, самый известный самолёт в городе.

 

Маршрут №16н ведёт нас в глубину улицы. По левую сторону дороги наблюдаем сразу несколько медицинских учреждений — клиническая больница №1 и поликлиника №7. В последнем сооружении 4 июня 1905 года состоялась первая в Смоленске политическая демонстрация рабочих.

Следующая «достопримечательная остановка» — школа №22. Во время Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. Внешне здание и сейчас напоминает медучреждение.

По крутому спуску улицы Фрунзе мы попадаем на Витебское шоссе. И здесь нам открываются впечатляющие виды на Ленинский район. Через Пятницкий путепровод выезжаем на Колхозную площадь, которую можно сравнить с муравейником. Местные жители рекомендуют передвигаться по ней, имея с собой запасы святой воды.

Далее маршрут №16н везёт нас в центр города, в направлении многострадальной Владимирской набережной. Постепенно смоляне привыкают к этому месту, которое иногда уходит под воду. А ещё можно посмотреть на набережную с высоты птичьего полёта. Впереди виднеется Смоленский кремль — оборонное сооружение, выстроенное в 1595–1602 годах в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Возведением занимался небезызвестный Фёдор Конь. Сейчас страшно представить, но 400 лет назад  создание крепости завершили в установ­ленные сроки.

Проезжаем перекрёсток улиц Студенческой, Соболева, Большая Советская и оказываемся рядом с самым посещаемом туристами местом — Свято-Успенским кафедральном собором.

В 1101 году князь Владимир Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Затем он принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нём образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века на Соборном холме сложился древний архитектурный ансамбль. Напомним, несколько дней назад в Смоленске установили памятник Владимиру Мономаху, а открывал его лично патриарх Кирилл.

Рядом с собором находится монумент Михаилу Кутузову, установленный 20 июня 1954 года. По воспоминаниям современников, при создании постамента скульптор Мотовилов вдохновлялся толстовским образом великого полководца, описанным в романе «Война и мир».

Чуть выше улицы Красный ручей стоят постройки бывшего Троицкого монастыря (монахи неожиданно исчезли), где несколько лет функционировал спортивный зал физкультурного техникума. В послевоенные годы в нём открыли макаронную фабрику, а затем музей «Смоленский лён».

Улица Большая Советская — одна из самых оживлённых в Смоленске. Об истории транспортной артерии можно прочитать здесь. Пологая часть улицы выводит нас на площадь Победы, где в глаза бросается «жёлто-красное» здание Арбитражного суда. Многим смолянам оно известно как гостиница «Смоленск», и именно на это архитектурное сооружение утром 25 сентября 1943 года капитан Клепач водрузил Красное знамя — символ освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

По левую сторону площади Победы расположен парк Пионеров и ещё одна часть крепостной стены с табличкой, напоминающей, что создателем объекта выступил Фёдор Конь.

Через несколько десятков метров взору открывается памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленскасозданный к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. За ним располагается кинотеатр «Октябрь». И пусть от прежнего заведения осталось разве что название, за зданием иногда бьёт фонтан.

Проезжаем остановку по улице Тенишевой. Здесь недавно высадили тополя, на которые с высоты собственного роста наблюдает русский скульптор, художник и график Михаил Микешин, а рядом с ним расположен музей «Русская старина», выполненный в неорусском стиле. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленоватых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами — широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки.

В разработке проекта строительства здания участвовали княгиня Тенишева и художник Васнецов. Мария Клавдиевна выделяла личные средства на все работы. Музей строился для размещения её любимого детища — знаменитой историко-этнографической коллекции. Княгиня собирала её много лет, преодолевая разные препятствия. В своих воспоминаниях она пишет, что князь Тенишев не одобрял это её занятие и в финансировании часто отказывал. Она даже выработала специальную тактику для решения финансовых проблем — объявляла супругу о том, что ей нужна необходимая сумма уже после свершившийся покупки.

На перекрёстке улиц Кирова-Крупской-Тенишевой-Шевченко маршрут №16н поворачивает налево и движется по прямой, вплоть до улицы Попова, где напротив остановочного пункта отныне существует граффити, напоминающее о великой Победе.

Улица 25 Сентября, на которую мы попадаем, со временем становится одной из центральных в городе. Посудите сами — ледовый дворец, церковь Новомучеников и Исповедников Российских, торговый центр, парк 1100-летия — комплект на любой вкус. К тому же, есть прямой выезд на проспект Гагарина на маршруте №16н.

Снова возвращаемся на перекрёсток у Медгородка. СГМУ создан 4 апреля 1920 года, когда Наркомат здравоохранения РСФСР принял решение организовать медицинский факультет в составе Смоленского государственного университета. 8 августа 1924 года постановлением Совнаркома медицинский факультет СГУ был включён в сеть вузов страны.

На улице Кирова выделяется «мельница» местного кафе и гостиница физакадемии. Транспортная артерия достаточно новая и принадлежит ко второму транспортному полукольцу. После проспекта Гагарина на улицу Кирова с северной стороны выходит улица Памфилова. На южной стороне — несколько проездов и Братское кладбище.

И снова мы возвращаемся на площадь Победы, где через улицы Тенишевой и Исаковского маршрут №16н проезжает «сквозь» Никольские ворота, получившие название от одноимённой башни. Ранее ворота назывались Еленевскими, так как из них выходила дорога, ведущая на Ельню. В начале XVIII века по приказу Петра I ворота защищались земляной насыпью и рвом.

Затем маршрутка возвращается на Большую Советскую и снова направляется в Заднепровский район.

— Да, наш маршрут проделывает огромную работу, осуществляя перевозки пассажиров от улицы Валентины Гризодубовой до улицы 25 Сентября, — отмечает Сергей Сливинский. — Таким образом, мы помогаем людям добираться из одного конца города в другой, проезжая центральные магистрали всех районов города.

Напомним, на сегодняшний день, предприятие Сергея Александровича обслуживает 12 городских маршрутов с помощью 145 единиц техники. Перевозчик, отдавший отрасли более 10 лет, имеет современную ремонтную базу, охраняемую стоянку. В штате СТО трудятся механики и медперсонал.

Работа на совесть

Текст, фото: Владимир Супрунчук





Затрагиваемые темы:



Подождите... Комментарии сейчас загрузятся!



Свежие новости

Происшествия

13.12.2017, 03:53

В Смоленске поймали 21-летнего парня с банкой марихуаны

Полицейские получили оперативную информацию о том, что парень причастен к хранению запрещённых веществ При его досмотре в кармане была найдена…

Общество

Фото: Станислав Щедров

13.12.2017, 03:47

Смоленская прокуратура заставила «Квадру» отремонтировать трубы

Прокуратура Заднепровского района в ходе проверки готовности Смоленска к отопительному сезону 2015-2016 годов установила — 25-летний срок эксплуатации трубопроводов магистральной…

Власть, Общество

13.12.2017, 03:28

Жириновский поручил Островскому усилить борьбу с потреблением никотина в регионе

Алексей Островский провёл рабочее совещание, темой которого стало усиление борьбы с табакокурением, проводимой в регионе. Согласно статистическим данным, Смоленская область…

16+

E-mail отдела новостей: press@smoldaily.ru

По вопросам размещения рекламы: umnitsa34@yandex.ru, +7-909-257-90-36

Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
При полном или частичном использовании материалов издания обязательна активная ссылка на сайт smoldaily.ru.

«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.

Учредители (соучредители): ОБЩЕСТВО С ОРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМОЛДЕЙЛИ», Моисеева Ю.В.
Главный редактор: Моисеева Ю.В.

© 2014-2017, «SmolDaily».