ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ СМОЛЕНСКА // спецпроект ››

Живая летопись Смоленска. Из воспоминаний Елены Желниной

17.10.2017, 14:08

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2017/10/0_1a6f0f_20cb4a3e_XXXL-700x456.jpg

Елена Желнина наблюдает за тем, как меняется Смоленск, из кабины трамвая. Водитель с 41-летним стажем рассказала SmolDaily.ru о городе, транспорте и любимых маршрутах.

25 сентября Смоленск отметил 1154-летие со дня упоминания. Историю древнего города знают почти все – пора написать её новые страницы. Лучше всего с этой задачей справятся сами жители, которые подмечают изменения Смоленска.

SmolDaily.ru продолжает проект – серию очерков о Смоленске, написанных самими горожанами. Новым современным летописцем стала водитель трамвая Елена Желнина, которая работает в МУТТП с 1976 года.

Сейчас я живу на Киселёвке. Помню момент, когда там открывались трамвайные пути (прим. ред. – линия по улице Рыленкова до конечной станции «улица Петра Алексеева» длиной 3,2 километра появилась в 1983 году). Тогда совершенно ничего не было – даже рынка, стояли только несколько домиков. Конечно, Киселёвка сейчас преобразилась сильно, появились новые микрорайоны.

В советское время жили монотонно, спокойно, а сейчас немножко шумновато, многолюдно, много машин, движение затруднилось. Вспоминаются праздники – 1 мая, 9 мая, 7 ноября. Как классно на них было! Мы шли с флагами, с песнями, с баянами. Есть, о чём вспомнить. Наша молодёжь таких праздников уже не застала, даже не представляет.

— С годами водителю трамвая становится сложнее. И дело не в возрасте, а в движении – много машин, жителей стало больше. В советское время днём ездили полупустые, машин не было – все на работе. А сейчас все дома, кто когда работает, неизвестно. Всегда пробки, суета.

Мне нравилось проезжать по Большой Советской, по Покровке (прим. ред. – линию на улице Большая Советская и однопутную линию на улицах Тухачевского и Исаковского закрыли 10 мая 2001 года). Очень красиво, многолюдно, центр. И пассажирам было удобно. Я всё время водила двойник, только год после учёбы проработала на одинарном трамвае.

Помню маршрут до областной больницы. Помню, когда Гагарина закрывали, я подъезжаю к перекрёстку, а там роют, снимают рельсы…  Я даже заплакала, мне так жалко было, когда движение до областной больницы закрыли! (прим. ред. – движение трамваев от перекрёстка улицы Николаева с проспектом Гагарина до кольца у областной больницы закрыли 13 октября 2010 года). А для пассажиров неудобно – к областной теперь нужно с пересадками добираться.

Раньше было 12 маршрутов, а ещё «тринадцатый» и «четырнадцатый» ходили. Подъём по Дзержинке, Николаева, через Тухачевского, Большую Советскую и наоборот – это №13. А №14 ходил наоборот и через Желябова.

— Моим любимым маршрутом была «единица». Она  следовала на Поповку, Полиграфкомбинат и железнодорожный вокзал, проезжая по Большой Советской.

С годами техника улучшилась. Раньше у водителей в кабине отопление было, но грело плохо. Отработаешь смену – ни ног не чувствуешь, ни земли.


Блиц-опрос

Улица или место, которые больше всего изменились, по вашему мнению.

Наверное, всё изменилось, причём только в лучшую сторону. Например, улица 25 Сентября: раньше там стояли палатки и старенькие брежневки, был мусор. А теперь возвели торговый центр, ледовый дворец и храм. Сейчас стало культурно.

Любимая улица или место для прогулок.

Мне всегда нравился центральный парк, там тихо, спокойно, работают фонтанчики. В советское время мы плавали на катамаранах, катались на каруселях.

Место, которое вас удивляет.

Удивляет то, что на площади Желябова грязно. Наверное, это самое плохое место. А самая чистая и культурная – Покровка. Начинает опадать листва – выезжаешь, а с утра уже стоят мешки с листвой. Думаешь: «Когда её успевают собирать?». Особенно 12 лет Октября – эта улица идеальная.

Какой памятник вы бы установили и где?

Я бы поставила старый вагон в трамвайном парке. РВЗ, на котором я работала (прим. ред. – советский вагон, который Рижский вагоностроительный завод выпускал до конца 1987 года). Или МТВ (прим. ред. — «московский трамвайный вагон», выпускался в подмосковном Тушино, а затем на Рижском вагоностроительном заводе до 1961 года). Он ещё был с «баранкой», которую крутили водители, послевоенная техника. Думаю, что молодёжи было бы интересно увидеть их. РВЗ ещё можно встретить, а МВТ уже не ходят. Можно было бы сделать трамвай музейным вагоном.

Опишите Смоленск 5 словами.

Красивый, культурный, уютный, добрый, интересный.

 

Если вам есть, что рассказать о Смоленске, вы можете стать автором следующего очерка. Для этого обращайтесь в редакцию по почте: press@smoldaily.ru.

Беседовала: Анастасия Разумная
Фото: личный архив Елены Желниной; Ханс Орлеманс



Затрагиваемые темы:



Подождите... Комментарии сейчас загрузятся!



Свежие новости

Происшествия, Фото и видео

19.07.2018, 11:06

Смоленский автомобилист рассказал о страшном ДТП в Краснинском районе

По информации очевидца 19 июля произошло жесткое ДТП  в Краснинском районе. Отечественный автомобиль на высокой скорости разбился о встречную фуру….

Происшествия

19.07.2018, 10:49

Следственный комитет проверит обстоятельства смерти смоленского репера

Об этом сообщают РИА Новости со ссылкой на представителя следственного комитета. Молодой парень погиб 17 июля 2018 года. Незадолго до смерти…

Происшествия

19.07.2018, 09:41

В Смоленске на Большой Советской «почесались» две иномарки

Автомобили «Ауди» и «Фольцввген» не поделили Большую Советскую. Авария случилась в десятом часу вечера около дома с часами. В ДТП…

16+

E-mail отдела новостей: press@smoldaily.ru

По вопросам размещения рекламы: umnitsa34@yandex.ru, +7-909-257-90-36

Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
При полном или частичном использовании материалов издания обязательна активная ссылка на сайт smoldaily.ru.

«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.

Учредители (соучредители): ОБЩЕСТВО С ОРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМОЛДЕЙЛИ», Моисеева Ю.В.
Главный редактор: Моисеева Ю.В.

© 2014-2018, «SmolDaily».