Живая летопись Смоленска // спецпроект ››

Живая летопись Смоленска. Из воспоминаний Елены Желниной

17.10.2017, 14:08

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2017/10/0_1a6f0f_20cb4a3e_XXXL-700x456.jpg

Елена Желнина наблюдает за тем, как меняется Смоленск, из кабины трамвая. Водитель с 41-летним стажем рассказала SmolDaily.ru о городе, транспорте и любимых маршрутах.

25 сентября Смоленск отметил 1154-летие со дня упоминания. Историю древнего города знают почти все – пора написать её новые страницы. Лучше всего с этой задачей справятся сами жители, которые подмечают изменения Смоленска.

SmolDaily.ru продолжает проект – серию очерков о Смоленске, написанных самими горожанами. Новым современным летописцем стала водитель трамвая Елена Желнина, которая работает в МУТТП с 1976 года.

Сейчас я живу на Киселёвке. Помню момент, когда там открывались трамвайные пути (прим. ред. – линия по улице Рыленкова до конечной станции «улица Петра Алексеева» длиной 3,2 километра появилась в 1983 году). Тогда совершенно ничего не было – даже рынка, стояли только несколько домиков. Конечно, Киселёвка сейчас преобразилась сильно, появились новые микрорайоны.

В советское время жили монотонно, спокойно, а сейчас немножко шумновато, многолюдно, много машин, движение затруднилось. Вспоминаются праздники – 1 мая, 9 мая, 7 ноября. Как классно на них было! Мы шли с флагами, с песнями, с баянами. Есть, о чём вспомнить. Наша молодёжь таких праздников уже не застала, даже не представляет.

— С годами водителю трамвая становится сложнее. И дело не в возрасте, а в движении – много машин, жителей стало больше. В советское время днём ездили полупустые, машин не было – все на работе. А сейчас все дома, кто когда работает, неизвестно. Всегда пробки, суета.

Мне нравилось проезжать по Большой Советской, по Покровке (прим. ред. – линию на улице Большая Советская и однопутную линию на улицах Тухачевского и Исаковского закрыли 10 мая 2001 года). Очень красиво, многолюдно, центр. И пассажирам было удобно. Я всё время водила двойник, только год после учёбы проработала на одинарном трамвае.

Помню маршрут до областной больницы. Помню, когда Гагарина закрывали, я подъезжаю к перекрёстку, а там роют, снимают рельсы…  Я даже заплакала, мне так жалко было, когда движение до областной больницы закрыли! (прим. ред. – движение трамваев от перекрёстка улицы Николаева с проспектом Гагарина до кольца у областной больницы закрыли 13 октября 2010 года). А для пассажиров неудобно – к областной теперь нужно с пересадками добираться.

Раньше было 12 маршрутов, а ещё «тринадцатый» и «четырнадцатый» ходили. Подъём по Дзержинке, Николаева, через Тухачевского, Большую Советскую и наоборот – это №13. А №14 ходил наоборот и через Желябова.

— Моим любимым маршрутом была «единица». Она  следовала на Поповку, Полиграфкомбинат и железнодорожный вокзал, проезжая по Большой Советской.

С годами техника улучшилась. Раньше у водителей в кабине отопление было, но грело плохо. Отработаешь смену – ни ног не чувствуешь, ни земли.


Блиц-опрос

Улица или место, которые больше всего изменились, по вашему мнению.

Наверное, всё изменилось, причём только в лучшую сторону. Например, улица 25 Сентября: раньше там стояли палатки и старенькие брежневки, был мусор. А теперь возвели торговый центр, ледовый дворец и храм. Сейчас стало культурно.

Любимая улица или место для прогулок.

Мне всегда нравился центральный парк, там тихо, спокойно, работают фонтанчики. В советское время мы плавали на катамаранах, катались на каруселях.

Место, которое вас удивляет.

Удивляет то, что на площади Желябова грязно. Наверное, это самое плохое место. А самая чистая и культурная – Покровка. Начинает опадать листва – выезжаешь, а с утра уже стоят мешки с листвой. Думаешь: «Когда её успевают собирать?». Особенно 12 лет Октября – эта улица идеальная.

Какой памятник вы бы установили и где?

Я бы поставила старый вагон в трамвайном парке. РВЗ, на котором я работала (прим. ред. – советский вагон, который Рижский вагоностроительный завод выпускал до конца 1987 года). Или МТВ (прим. ред. — «московский трамвайный вагон», выпускался в подмосковном Тушино, а затем на Рижском вагоностроительном заводе до 1961 года). Он ещё был с «баранкой», которую крутили водители, послевоенная техника. Думаю, что молодёжи было бы интересно увидеть их. РВЗ ещё можно встретить, а МВТ уже не ходят. Можно было бы сделать трамвай музейным вагоном.

Опишите Смоленск 5 словами.

Красивый, культурный, уютный, добрый, интересный.

 

Если вам есть, что рассказать о Смоленске, вы можете стать автором следующего очерка. Для этого обращайтесь в редакцию по почте: press@smoldaily.ru.

Беседовала: Анастасия Разумная
Фото: личный архив Елены Желниной; Ханс Орлеманс





Затрагиваемые темы:



Подождите... Комментарии сейчас загрузятся!



Свежие новости

Происшествия

22.11.2017, 04:31

В Сафоновском районе грузовик вылетел в кювет

Дорожный инцидент произошёл около 15 часов, в населённом пункте Издешково. По сообщению ГУ МЧС России по Смоленской области, грузовик вылетел…

Общество

22.11.2017, 04:23

В Смоленске на Крестовоздвиженском путепроводе появился новый дорожный знак

При выезде на улицу Свердлова установили знак «Проезд без остановки запрещён», а также нанесли дорожную разметку «Стоп-линия». Как сообщает пресс-служба…

Общество

22.11.2017, 04:03

Изменился порядок обслуживания газового оборудования в квартирах и домах смолян

20 сентября 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, которое вносит изменения в «Правила пользования газом в части обеспечения…

+16

E-mail отдела новостей: press@smoldaily.ru

По вопросам размещения рекламы: umnitsa34@yandex.ru, +7-909-257-90-36

Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
При полном или частичном использовании материалов издания обязательна активная ссылка на сайт smoldaily.ru.

«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.

Учредители (соучредители): ОБЩЕСТВО С ОРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМОЛДЕЙЛИ», Моисеева Ю.В.
Главный редактор: Моисеева Ю.В.

© 2014-2017, «SmolDaily».