Об этом рассказал замначальника Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции Александр Мягков. Так, например, в Смоленске недавно был обнаружен целый завод, занимающийся производством фальсифицированного алкоголя, где было изъято более 17 000 бутылок и 35 000 литров спирта.
В этом году полицейскими было проверено 17 организаций, имеющих лицензии на оптовую продажу алкогольной продукции в городе Смоленске. Также проведено 1237 проверок на торговых объектах. Из незаконного оборота изъято 145 тонн нелегальной алкогольной продукции.
В преддверии новогодних праздников в полиции рассказали о том, как научиться отличать поддельную алкогольную продукцию. Руководитель управления отметил, что чаще всего продают контрафактную водку и вино.
Резюмируя все советы, заместитель начальника отдела Экспертно-криминалистического центра Николай Ермошкин отметил, что покупателям необходимо обращать внимание на аккуратность этикетки, закупорки и специальной акцизной марки. Желательно перед покупкой дорогой алкогольной продукции ознакомиться с оригинальными признаками на официальном сайте данной марки алкоголя.
Как показывает практика, в последнее время из незаконного оборота все чаще изымается алкоголь, имитирующий элитные марки.
По каким признакам можно ориентироваться при приобретении алкогольной продукции
При сравнительном исследовании также выясняется, что оформление контрафактных бутылок не отличается от оформления оригинальных образцов, выявить подделку можно с помощью исследования федеральных специальных (акцизных) марок и с помощью химических исследований.
Химическое исследование показывает, что «поддельный» алкоголь зачастую не соответствует и заявленной крепости.
Так, виски «Jack Daniels» 40,0 – 34,7
Виски «Johnne Walker black label» 43,0 – 35,6
Текила «Ольмека» 38,0 – 31,0
Водка «Белая береза» — 40,0 — 35,2
Коньяк «Дар Каспия» 40,0 – 33,3
Коньяк «Хеннеси» 40,0 – 35,7
Как показывают химические исследования, проведенные специалистами ЭКЦ УМВД, в состав поддельных алкогольных напитков входят пищевой спирт, вода и различные красители и ароматизаторы. В некоторых из напитков концентрация таких добавок небезопасна для здоровья.
Типов и видов алкогольной продукции – сотни и тысячи наименований, появляются новые бренды, модернизируется дизайн старых брендов, и запомнить для каждого конкретного вида продукции признаки, по которым можно отличить «настоящую» бутылку от «поддельной» — достаточно сложно.
Что же делать покупателю в данном случае? Надо обратить внимание на три вещи: на штрих-код, на qr-код и на федеральную специальную (акцизную) марку.
В случае со штрих-кодом и qr-кодом поможет обычный сотовый телефон, желательно с выходом в интернет. В современных смартфонах имеется возможность скачать приложения, позволяющих расшифрововать данные этих кодов.
Штрихово́й код (штрихко́д) — это графическая информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами — последовательность чёрных и белых полос либо других геометрических фигур. В нем может быть зашифрована информация о производителе, типе товара, цене. Информация, зашифрованная в штрихкоде должна соответствовать информации, заявленной на этикетке и упаковке продукции. Проверка занимает несколько секунд и может являться одним из признаков доброкачественной продукции, на который может ориентироваться покупатель.
QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — разновидность штрихкода (двумерный матричный штрихкод). Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код: цифры — 7089.
В нашем случае QR-код распложен на федеральных специальных (акцизных) марках, и может кодировать серию и номер марки.
И наконец, на каждой бутылке алкогольной продукции (кроме пива и пивных напитков) должны быть: на отечественной продукции -ФЕДЕРАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ МАРКА, на продукции ввозимой на территорию России – АКЦИЗНАЯ МАРКА РФ.
При их рассмотрении нужно ориентироваться на следующие признаки:
— информация, размещенная на марке, должна соответствовать информации на этикетке (наименование товара, вид продукта, объем, крепость, производитель);
— марки отпечатаны на самоклеющейся бумаге, не должно быть потеков клеевого состава, марки наклеены ровно, аккуратно;
— отображение элементов медной голографической фольги меняются при условии изменения угла зрения и освещенности;
— в структуре бумаги должна быть защитная нить и два вида микроволокон (красные и красно-желтые);
— на оборотной стороне марки просматриваются повторяющиеся розетки с текстом «РФ»;
— номер марки хорошо читаем, с одинаковым размером цифр, без осыпания и смещения красящего вещества;
— все реквизиты марки должны быть отпечатаны четко, мелкие элементы и микротексты наносятся разборчиво.
Эксперт также отметил, что качество самой жидкости водки не сильно отличается от государственного производства (только количеством сивушных масел). Гораздо опаснее поддельные «цветные» напитки- коньяки, брэнди, виски и так далее. Что касается спирта в канистрах, то это обычный пищевой этиловый спирт 95%. А вот «коньяк» в канистрах, пахнущий шоколадом- самая настоящая подделка. Вкус коньяка не может быть сладким, по словам эксперта, это целый букет — терпкий и горький.
Текст и фото: Елена Костюченкова