Сегодня в рамках рабочего совещания Глава Смоленской области подписал с Ассоциацией «Объединение Смоленских строителей» во главе с Вениамином Николаевичем Потаповым…
Павел Козлов: Плохих трамваев не бывает
Сегодня корреспондент SmolDaily.ru отправилась в рейс на трамвае №3 с победителем Всероссийского конкурса «Лучший водитель трамвая» Павлом Козловым.
Голубоглазый холостяк при своём росте в 1,90 см оказался очень скромным молодым человеком, а в общении лёгким и искренним человеком. Павел работает водителем трамвая уже 8 лет. В этом году вошёл в десятку лучших по всей России водителей.
— Павел, а как вы попали на конкурс?
— Сначала в нашем депо прошёл конкурс. А затем уже занявшие первые места в своих городах отправляются на Всероссийский. Кстати, городской конкурс ничем не отличается от Всероссийского. Единственное, что здесь все свои — и соперники, и судьи.
— В чём пришлось состязаться на Всероссийском конкурсе?
— Первый этап — это правила дорожного движения. Необходимо ответить на один билет, который попадётся, а всего там 800 вопросов. Потом теоретическая часть, где пять вопросов по механическому, электрическому оборудованию, по правилам технической эксплуатации, трудовому законодательству и культуре обслуживания пассажиров. Затем прохождение определённых размеченных участков трассы, по которым необходимо было проехать с определённой скоростью. Например, 10 метров надо проехать со скоростью 5 км/ч за пять секунд, затем разогнать трамвай до скорости 40 км/ч и провести экстренное торможение, при этом тормозной путь должен быть 21 метр. Впереди тебя полоска. Переехал её при торможении — не сдал. Если, например, этот путь ты проехал со скорость 37 км/ч, то ты автоматически это задание также не выполнил. Сложность конкурса заключается в том, что спидометр у тебя заклеен. И какую ты развиваешь скорость, должен полагаться только на свой опыт и чувство скорости.
— Павел, а почему вы решили стать водителем трамвая?
— Я рос в Красном бору и приезжал в Смоленск раз в месяц. Самое яркое впечатление — это трамваи на площади Желябова. Возникло множество вопросов: как он едет, почему колёса крутятся, почему у него нет руля, а он поворачивает и т.д. Я наблюдал, как водители осматривали трамваи в смотровой канаве, ремонтировали что-то. У меня было столько восторга! После этого появилась мечта — стать водителем трамвая. Даже в 16 лет, когда поступил в училище №2, увидев объявление о приглашении на обучение в водители трамвая, тут же позвонил. Но, учитывая возраст, мне сказали пока поучиться в училище, а после армии к ним приходить. Я так и сделал. После армии поработал на другом предприятии и как только увидел объявление, сразу же пришёл. Главное, чтобы было интересно, и работа нравилась!
— А долго на водителя трамвая учат?
— Пять с половиной месяцев. Два с половиной месяца теория, которую мы сдаём, как и все в ГАИ. А затем практика — месяц учебной езды без пассажиров, а потом уже 1,5 месяца практическая тренировка с пассажирами. После чего на предприятии сдаём специально созданной экзаменационной комиссии учебную езду и езду с пассажирами .
— Страшно было первый раз управлять трамваем?
— Страшно ехать первый раз с пассажирами. От водителя зависит многое, и он отвечает за жизнь своих пассажиров. Надо всегда думать, что сзади тебя двести человек в салоне, с детьми, с колясками, и, одно твоё неправильное движение, применение экстренного торможения может стоить людям жизни или здоровья. Поэтому всегда нужно думать об этом и быть в работе очень внимательным.
— Какой был самый первый ваш маршрут?
— Самый первый — «единица», когда она ещё на Гагарина ходила. Кстати, я там был и последний. Все новенькие начинают с лёгких — «первого» маршрута или «двойки».
— А какие сложные?
— С тяжёлыми условиями движения: уклонами, спусками. Например, «четвёрка» на Покровку.
«Рабочий день» каждого трамвая с 5 утра до 12 ночи. Но водители работают в две смены: один — с утра и до двух дня, соответственно, второй — с обеда и до полуночи. Павел признался, что ему по душе вечерние смены — меньше машин и город красивее в огнях.
Разговор зашёл о трамвайном парке. Сейчас в нашем парке 21 новый трамвай и 40 старых.
— Намного лучше новые трамваи?
— Молодёжи больше нравится работать на новых, а тем, кто давно работает, привычнее на старых. У нас нет плохих трамваев — все трамваи хорошие! Одни бывают чуть лучше, другие чуть хуже, но это не критично. Если ты его любишь, то всё равно, на каком работать. Предприятие постоянно совершает плановые и капитальные ремонты, как самих трамваев, так и путей.
— В твиттере пользователь под ником @TramwaySmolensk пишет, что у вас самый чистый и убранный трамвай. Так ли это?
— Каждый трамвай перед выпуском на линию проходит автоматическую мойку как внешнюю, так и с моющим пылесосом — внутреннюю. Но в течение дня появляется пыль с улицы, мусор от пассажиров. На конечной, и мне это не составляет труда, взять веник и убраться в салоне. Стараемся поддерживать чистоту в трамвае.
— А у вас сходы трамваев бывали?
— Они у всех бывают. Причём нет определённого поворота. Они могут быть везде и причин тому несколько. Основные — это сужение рельс, неисправности трамвая (колёсной пары), но самая главная причина — это превышение скорости водителем. Как правило, сходы случаются у неопытных молодых водителей. У опытных уже таких ошибок нет. Есть участки пути, по которым нужно двигаться с определённой скоростью. Допустим, в «кривой» можно двигаться не более 15 км/ч, на стрелках — 5 км/ч, на «крестовинах» — 15 и это нужно всё постоянно соблюдать и действовать согласно всем инструкциям.
— А в ДТП попадали?
— Конечно. Не с пешеходами, а только с машинами. Они всегда не видят трамвай. Пытаются всячески нас «подрезать». Мы стараемся всегда этого избежать, но не всегда получается. Просто водитель не понимает, что трамвай — это электрическая машина, которая весит 20 тонн и которую не просто остановить быстро.
В этот момент мы как раз тормозим перед пешеходным переходом.
— Всё время волновал вопрос — насколько быстро вы можете затормозить?
— При скорости 40 км/ч тормозной путь 20-тонного трамвая составляет 45 метров, а экстренный — 21 метр. А люди всё думают, что проскочат и нам легко затормозить…
— Как вы относитесь к критике трамвая?
— Ежедневно ты слышишь, что говорят люди. Просто не нужно обращать внимание на плохое. Есть пассажиры, которые, выходя, говорят спасибо.
— Многие выступают за то, чтобы из города убрать трамвай. Что вы думаете по этому поводу?
— Скажу за себя. Если я прихожу на остановку и у меня есть выбор, на чём поехать — на маршрутке или трамвае — всегда выбираю трамвай. И не потому, что я здесь работаю. Нет. Потому что в трамвае комфортнее, больше места в салоне, есть чем дышать, безопаснее и трамваи ходят через каждые две минуты. А в час-пик ещё и время экономишь. Мне кажется, что «трамвай», наоборот, нужно развивать, а не убирать.
— Здесь вас полностью поддержу — сама предпочитаю передвигаться на трамвае. А что тогда необходимо для развития трамвая?
— Необходимо обновить трамвайный парк подвижным составом, чтобы людям было комфортнее ездить. Так же нужно строить новые трамвайные линии. Очень жаль, что убрали Никольское кольцо, Гагарина.
— Чтобы всё обновлять — необходимы средства. Предприятие само может какую-то часть развития обеспечивать самостоятельно?
— В нашем предприятии делается всё для того, чтобы люди ездили на трамваях. Наше предприятие старается самостоятельно ремонтировать все неисправности на рельсах — шпалы, стыки, провода, рельсы. Постепенно меняет подвижной состав. К тому же, у нас очень высокая регулярность движения. Но нам постоянно создают проблемы аварии на рельсах. Рельсы должны быть обособленны, например, как здесь. (Павел указывает на трамвайные пути между остановкой «Завод Холодильников» и «Камерный театр»). Разрывы для проезда машин допустимы, но весь этот участок максимально комфортен и для трамвая, и для автомобилистов. Мы здесь друг другу не мешаем, соответственно и аварийность на этом участке ниже.
Время в ходе беседы пролетело быстро, и мы приехали на конечную остановку. Павел сообщил, что ему необходимо провести осмотр салона трамвая, а также проверить исправность механизмов.
Во время 15-минутного отдыха на конечной обратила внимание на кнопку для инвалидов для вызова водителя. Павел продемонстрировал устройство в действии и добавил, что даже если выдвижного пандуса не хватает до низкой платформы, то переносит коляску вручную.
— Мы никогда не оставляем без внимания инвалидов. У нас это и в инструкции прописано — всегда выйти и помочь пассажиру подняться в салон. Была ситуация, когда женщина инвалид-колясочник села не на тот трамвай, и мы помогали её пересадить в обратную сторону. В новых трамваях вообще удобно перемещаться и с детскими колясками, и инвалидам-колясочникам. Но и в старых трамваях мы помогаем занести инвалида на коляске. Мы всегда помогаем, — с гордостью в голосе сказал Павел. — У нас очень культурные водители.
— А какая у вас зарплата?
— От 17 тысяч.
— Павел, а вы и дальше планируете свою жизнь связывать с трамваем?
— Да. Сейчас я учусь на третьем курсе в железнодорожном институте. Планирую здесь и дальше остаться, так как очень нравится работа. А высшее образование даст перспективы карьерного роста на своём предприятии.
На этой приятной ноте хочется констатировать, что культура водителей трамваев, действительно, намного выше, чем у тех же водителей маршруток. Трамваи чаще ходят, поездка занимает гораздо меньше времени, чем на четырёхколёсных собратьях. Я уже не говорю о комфортности и просторности салона. Побольше бы таких профессиональных водителей, влюблённых в свою работу!
PS: Пассажиры, выходящие в переднюю дверь, говорите чаще водителям «спасибо». Добро всегда возвращается.
Текст и фото: Елена Костюченкова
Затрагиваемые темы:
Свежие новости
16.01.2025, 09:26
Василий Анохин подписал соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией смоленских строителей
16.01.2025, 09:06
Василий Анохин: Обсудил улучшение доступности жилья в регионе
Напомним, что сегодня Глава региона договорился с участниками совещания, что вместе с застройщиками, банками, муниципалитетами будем помогать жителям области в…
16.01.2025, 08:06
У жителя Смоленска украли банковскую карту
В полицию обратился 39-летний местный житель. Выяснили, что у смолянина украли свыше 10 тысяч с банковской карты. Полицейские направили запрос…
16.01.2025, 07:32
В Смоленске за нападение овчарки подросток получит 50 тысяч
Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области обратился в Сафоновский районный суд с иском к о взыскании компенсации морального вреда в…
16.01.2025, 06:55
Смолянка торговала немаркированный продукцией
На Смоленщине выявили факт торговли безакцизными сигаретами в помещении одного из павильонов, расположенных на территории Промышленного района. Установили, что 59-летний…
16.01.2025, 06:31
Сегодня, 16 января губернатор Василий Анохин представил ключевые показатели работы МФЦ Смоленской области за 2024 год. Поступательно развиваем систему МФЦ…
16.01.2025, 05:47
Жители Смоленска провели новогодние каникулы на азиатских курортах
В минувший новогодний туристический сезон за рубеж выехало на 9% больше россиян в сравнении с прошлогодними зимними каникулами, а спрос…
16.01.2025, 05:31
Молодой смолянин наехал на ветерана
Всё случилось 15 января около 16:55 на улице Румянцева возле дома 17 А. 18-летний юноша за рулём «ВАЗ 2108» во…
16.01.2025, 05:26
В Смоленской области зафиксировали 216 нарушений ПДД
В пресс-службе Госавтоинспекции Смоленской области рассказали о дорожной обстановке на территории региона за 15 января 2024 года. За прошедшие сутки…
16.01.2025, 04:59
В Дорогобужском районе водитель сбил пешехода
Накануне утром, 15 января, около 08:20 в деревне Озерище Дорогобужского района произошло ДТП. Как удалось выяснить, 25-летний водитель, управляя автомобилем…
16.01.2025, 04:49
В Смоленской области определили 31 место для крещенских купаний
На территории Смоленской области определены 31 место для проведения обряда крещенских купаний. По состоянию на 16:00 16 января, главы муниципальных…
16.01.2025, 03:56
В Смоленске учебная машина попала в ДТП
Сегодня, 16 января, на улице Беляева в Смоленске произошло ДТП, в котором столкнулись два автомобиля. На фотографии видно, что один…
16.01.2025, 03:48
Коммунальные услуги улучшились для 80 тысяч смолян
Более 80 тысяч жителей Смоленской области ощутили улучшение качества коммунальных услуг благодаря реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Как удалось выяснить,…
16.01.2025, 02:59
В Десногорске усиливают меры безопасности
В Десногорске продолжают работу по повышению безопасности жителей. Благодаря поддержке областного бюджета, в городе установили 51 новую камеру видеонаблюдения. Новые…
16.01.2025, 02:48
При заключении контракта на территории Смоленской области граждане будут получать 1,2 миллиона
В Смоленской области изменена сумма региональной выплаты при заключении гражданами, пребывающим в запасе, контракта с Минобороны России. Она составит 800…
16+
Главный редактор: Моисеева Ю.В.
Телефон редакции: +7 (909) 257-90-36
Email редакции: press@smoldaily.ru
Адрес для обращения в редакцию:
г. Смоленск, ул. Тенишевой, дом 4
По вопросам размещения рекламы: umnitsa34@yandex.ru, +7 (909) 257-90-36
Для резюме журналистов и по вопросам вакансий: umnitsa34@yandex.ru
Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Партнёрский проект» и «Новости компаний» оплачены рекламодателем.
Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Мы используем информацию, зарегистрированную в файлах «cookies», в частности, в рекламных и статистических целях, а также для того, чтобы адаптировать наши сайты к индивидуальным потребностям Пользователей. Вы можете изменить настройки касающиеся «cookies» в вашем браузере. Изменение настроек может ограничить функциональность сайта. Более подробную информацию можно найти на странице политики конфиденциальности.
При полном или частичном использовании материалов издания обязательна активная ссылка на сайт smoldaily.ru.
«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.
Учредители (соучредители): ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМОЛДЕЙЛИ», Моисеева Ю.В.
Главный редактор: Моисеева Ю.В.
Адрес редакции: 214036, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Рыленкова, д. 33, кв. 40
© 2014-2025, «SmolDaily».