Павел Козлов: Плохих трамваев не бывает

26.06.2015, 21:38

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2015/06/DSC_8595-700x548.jpg

DSC_8595Сегодня корреспондент SmolDaily.ru отправилась в рейс на трамвае №3 с победителем Всероссийского конкурса «Лучший водитель трамвая» Павлом Козловым.

Голубоглазый холостяк при своём росте в 1,90 см оказался очень скромным молодым человеком, а в общении лёгким и искренним человеком. Павел работает водителем трамвая уже 8 лет. В этом году вошёл в десятку лучших по всей России водителей.

 

 

 

1— Павел, а как вы попали на конкурс?
— Сначала в нашем депо прошёл конкурс. А затем уже занявшие первые места в своих городах отправляются на Всероссийский. Кстати, городской конкурс ничем не отличается от Всероссийского. Единственное, что здесь все свои — и соперники, и судьи.

 

— В чём пришлось состязаться на Всероссийском конкурсе?
— Первый этап — это правила дорожного движения. Необходимо ответить на один билет, который попадётся, а всего там 800 вопросов. Потом теоретическая часть, где пять вопросов по механическому, электрическому оборудованию, по правилам технической эксплуатации, трудовому законодательству и культуре обслуживания пассажиров. 3Затем прохождение определённых размеченных участков трассы, по которым необходимо было проехать с определённой скоростью. Например, 10 метров надо проехать со скоростью 5 км/ч за пять секунд, затем разогнать трамвай до скорости 40 км/ч и провести экстренное торможение, при этом тормозной путь должен быть 21 метр. Впереди тебя полоска. Переехал её при торможении — не сдал. Если, например, этот путь ты проехал со скорость 37 км/ч, то ты автоматически это задание также не выполнил. Сложность конкурса заключается в том, что спидометр у тебя заклеен. И какую ты развиваешь скорость, должен полагаться только на свой опыт и чувство скорости.

DSC_8589— Павел, а почему вы решили стать водителем трамвая?
— Я рос в Красном бору и приезжал в Смоленск раз в месяц. Самое яркое впечатление — это трамваи на площади Желябова. Возникло множество вопросов: как он едет, почему колёса крутятся, почему у него нет руля, а он поворачивает и т.д. Я наблюдал, как водители осматривали трамваи в смотровой канаве, ремонтировали что-то. У меня было столько восторга! После этого появилась мечта — стать водителем трамвая. Даже в 16 лет, когда поступил в училище №2, увидев объявление о приглашении на обучение в водители трамвая, тут же позвонил. Но, учитывая возраст, мне сказали пока поучиться в училище, а после армии к ним приходить. Я так и сделал. После армии поработал на другом предприятии и как только увидел объявление, сразу же пришёл. Главное, чтобы было интересно, и работа нравилась!


DSC_8583— А долго на водителя трамвая учат?

— Пять с половиной месяцев. Два с половиной месяца теория, которую мы сдаём, как и все в ГАИ. А затем практика — месяц учебной езды без пассажиров, а потом уже 1,5 месяца практическая тренировка с пассажирами. После чего на предприятии сдаём специально созданной экзаменационной комиссии учебную езду и езду с пассажирами .

— Страшно было первый раз управлять трамваем?
— Страшно ехать первый раз с пассажирами. От водителя зависит многое, и он отвечает за жизнь своих пассажиров. Надо всегда думать, что сзади тебя двести человек в салоне, с детьми, с колясками, и, одно твоё неправильное движение, применение экстренного торможения может стоить людям жизни или здоровья. Поэтому всегда нужно думать об этом и быть в работе очень внимательным.


DSC_8611— Какой был самый первый ваш маршрут?

— Самый первый — «единица», когда она ещё на Гагарина ходила. Кстати, я там был и последний. Все новенькие начинают с лёгких — «первого» маршрута или «двойки».

— А какие сложные?
— С тяжёлыми условиями движения: уклонами, спусками. Например, «четвёрка» на Покровку.

«Рабочий день» каждого трамвая с 5 утра до 12 ночи. Но водители работают в две смены: один — с утра и до двух дня, соответственно, второй — с обеда и до полуночи. Павел признался, что ему по душе вечерние смены — меньше машин и город красивее в огнях.

Разговор зашёл о трамвайном парке. Сейчас в нашем парке 21 новый трамвай и 40 старых.

DSC_8590— Намного лучше новые трамваи?
— Молодёжи больше нравится работать на новых, а тем, кто давно работает, привычнее на старых. У нас нет плохих трамваев — все трамваи хорошие! Одни бывают чуть лучше, другие чуть хуже, но это не критично. Если ты его любишь, то всё равно, на каком работать. Предприятие постоянно совершает плановые и капитальные ремонты, как самих трамваев, так и путей.

— В твиттере пользователь под ником @TramwaySmolensk пишет, что у вас самый чистый и убранный трамвай. Так ли это?
— Каждый трамвай перед выпуском на линию проходит автоматическую мойку как внешнюю, так и с моющим пылесосом — внутреннюю. Но в течение дня появляется пыль с улицы, мусор от пассажиров. На конечной, и мне это не составляет труда, взять веник и убраться в салоне. Стараемся поддерживать чистоту в трамвае.

— А у вас сходы трамваев бывали?
— Они у всех бывают. Причём нет определённого поворота. Они могут быть везде и причин тому несколько. Основные — это сужение рельс, неисправности трамвая (колёсной пары), но самая главная причина — это превышение скорости водителем. Как правило, сходы случаются у неопытных молодых водителей. У опытных уже таких ошибок нет. Есть участки пути, по которым нужно двигаться с определённой скоростью. Допустим, в «кривой» можно двигаться не более 15 км/ч, на стрелках — 5 км/ч, на «крестовинах» — 15 и это нужно всё постоянно соблюдать и действовать согласно всем инструкциям. 

DSC_8636— А в ДТП попадали?
— Конечно. Не с пешеходами, а только с машинами. Они всегда не видят трамвай. Пытаются всячески нас «подрезать». Мы стараемся всегда этого избежать, но не всегда получается. Просто водитель не понимает, что трамвай — это электрическая машина, которая весит 20 тонн и которую не просто остановить быстро.

 

В этот момент мы как раз тормозим перед пешеходным переходом.

 

1— Всё время волновал вопрос — насколько быстро вы можете затормозить?
— При скорости 40 км/ч тормозной путь 20-тонного трамвая составляет 45 метров, а экстренный — 21 метр. А люди всё думают, что проскочат и нам легко затормозить…

 

 

— Как вы относитесь к критике трамвая?
— Ежедневно ты слышишь, что говорят люди. Просто не нужно обращать внимание на плохое. Есть пассажиры, которые, выходя, говорят спасибо.

— Многие выступают за то, чтобы из города убрать трамвай. Что вы думаете по этому поводу?

— Скажу за себя. Если я прихожу на остановку и у меня есть выбор, на чём поехать — на маршрутке или трамвае — всегда выбираю трамвай. И не потому, что я здесь работаю. Нет. Потому что в трамвае комфортнее, больше места в салоне, есть чем дышать, безопаснее и трамваи ходят через каждые две минуты. А в час-пик ещё и время экономишь. Мне кажется, что «трамвай», наоборот, нужно развивать, а не убирать.

DSC_8617— Здесь вас полностью поддержу — сама предпочитаю передвигаться на трамвае. А что тогда необходимо для развития трамвая?

— Необходимо обновить трамвайный парк подвижным составом, чтобы людям было комфортнее ездить. Так же нужно строить новые трамвайные линии. Очень жаль, что убрали Никольское кольцо, Гагарина.

— Чтобы всё обновлять — необходимы средства. Предприятие само может какую-то часть развития обеспечивать самостоятельно?

— В нашем предприятии делается всё для того, чтобы люди ездили на трамваях. Наше предприятие старается самостоятельно ремонтировать все неисправности на рельсах — шпалы, стыки, провода, рельсы. Постепенно меняет подвижной состав. К тому же, у нас очень высокая регулярность движения. Но нам постоянно создают проблемы аварии на рельсах. Рельсы должны быть обособленны, например, как здесь. (Павел указывает на трамвайные пути между остановкой «Завод Холодильников» и «Камерный театр»). Разрывы для проезда машин допустимы, но весь этот участок максимально комфортен и для трамвая, и для автомобилистов. Мы здесь друг другу не мешаем, соответственно и аварийность на этом участке ниже.

DSC_8591Время в ходе беседы пролетело быстро, и мы приехали на конечную остановку. Павел сообщил, что ему необходимо провести осмотр салона трамвая, а также проверить исправность механизмов.

 

DSC_8602

 

DSC_8607Во время 15-минутного отдыха на конечной обратила внимание на кнопку для инвалидов для вызова водителя. Павел продемонстрировал устройство в действии и добавил, что даже если выдвижного пандуса не хватает до низкой платформы, то переносит коляску вручную.

— Мы никогда не оставляем без внимания инвалидов. У нас это и в инструкции прописано — всегда выйти и помочь пассажиру подняться в салон. Была ситуация, когда женщина инвалид-колясочник села не на тот трамвай, и мы помогали её пересадить в обратную сторону. В новых трамваях вообще удобно перемещаться и с детскими колясками, и инвалидам-колясочникам. Но и в старых трамваях мы помогаем занести инвалида на коляске. Мы всегда помогаем, — с гордостью в голосе сказал Павел. — У нас очень культурные водители.

DSC_8610

— А какая у вас зарплата?
— От 17 тысяч.

DSC_8605— Устраивает?
— Да.

— Павел, а вы и дальше планируете свою жизнь связывать с трамваем?
— Да. Сейчас я учусь на третьем курсе в железнодорожном институте. Планирую здесь и дальше остаться, так как очень нравится работа. А высшее образование даст перспективы карьерного роста на своём предприятии.

На этой приятной ноте хочется констатировать, что культура водителей трамваев, действительно, намного выше, чем у тех же водителей маршруток. Трамваи чаще ходят, поездка занимает гораздо меньше времени, чем на четырёхколёсных собратьях. Я уже не говорю о комфортности и просторности салона. Побольше бы таких профессиональных водителей, влюблённых в свою работу!

PS: Пассажиры, выходящие в переднюю дверь, говорите чаще водителям «спасибо». Добро всегда возвращается.


Текст и фото: Елена Костюченкова


Затрагиваемые темы:





Подождите... Комментарии сейчас загрузятся!



Свежие новости

Интервью, Культура

ngerkpn9r9I

27.03.2017, 01:24

Александра Иванова: Мы ломаем четвёртую стену и вовлекаем зрителя в происходящее

31 марта камерный театр представит премьеру – комедию по легендарному произведению Ильфа и Петрова «12 стульев».

Интервью, Общество

2

27.03.2017, 07:06

Александр Клименко: Смоленские гвардейцы — достаточно серьёзная команда

27 марта, согласно Указу Президента России Владимира Путина, отметят День войск национальной гвардии Российской Федерации.

Происшествия, Фото и видео

DSC00301

27.03.2017, 06:45

Появились подробности и видео с места падения бетонного столба и дерева на автомобили

Ранее наше издание сообщало о происшествии на улице Ломоносова, во дворе дома №12.


Возможно, вас заинтересует:

+16

Главный редактор Юлия Моисеева
Шеф-редактор Елена Костюченкова

E-mail отдела новостей — press@smoldaily.ru

«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.
Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.