Елизавета Пехова: Профессию учителя можно сравнить с профессией актёра

05.10.2015, 14:47

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2015/10/fi1uT66O_iI-700x464.jpg

fi1uT66O_iIВ День учителя SmolDaily.ru решил отойти от традиции и побеседовать не с титулованным специалистом, а с новичком в сфере образования. В праздник развенчиваем распространённый домысел о том, что молодые не идут работать в школы. Корреспондент нашего портала расспросил учителя русского языка и литературы Елизавету Пехову о детях и о том, как добиться их расположения, если ты новичок.

— Почему ты решила стать педагогом?

— Не могу сказать, что это была моя мечта. Единственное, что любила в детстве, — это читать. Так получилось, что свои накопленные знания хотелось кому-то передать, поэтому выбор пал на филфак, и, как оказалось, не зря.

— Часто желание работать по специальности  пропадает ещё в вузе. А как было в твоём случае?

— Однажды посмотрела фильм «Общество мёртвых поэтов» и влюбилась в учителя, который преподавал детям. Мне хотелось бы иметь такого же наставника в школе, но этого не случилось, и я решила, что можно самой стать таким педагогом. Когда поступила на филфак, долго верила, что буду таким учителем, потом, правда, на третьем курсе желание ушло, были практики – всё это давалось довольно тяжело. Сейчас, когда пришла в школу, поняла, что могу делать так, чтобы детям было интересно учиться.

6V-JyB67O6U— Согласна ли ты с тем, что в школу сейчас приходит мало молодых специалистов?

— Не могу согласиться. Приходят люди, но другой вопрос: задерживаются ли они там? В школе №17, где я работаю, много молодых специалистов, которые работают там не первый год. Таковых примерно 50% — всем им до 30 лет. У нас очень молодая школа.

— С чем связана такая текучка кадров?

— Есть много причин. Во-первых, тяжело поймать удовольствие от этой профессии вначале. Когда ты приходишь в школу, тебе сложно перейти из состояния студента в состояние работающего человека. Во-вторых, сложно понять систему образования, потому что в вузе многое упускается и не преподаётся. Основы методики преподавания мы знаем, а как на практике это применить – нет. Не учат и заполнению журналов. В-третьих, это зарплата. Она зависит от количества часов, а оно не всегда устраивает. Так что если молодёжь находит что-то более стоящее, она уходит. На самом деле, если говорить о профессии учителя, это очень интересно. Можно сказать, что это абсолютно творческая профессия. Я веду у трёх классов и всем преподаю одно и то же, но каждый урок проходит по-разному. К каждому классу надо найти собственный подход. Могу сравнить профессию учителя с профессией актёра: он каждый раз выходит на сцену и начинает играть, то же самое делает и учитель. И каждый раз это новая роль.

— Школа – это твои первые шаги в роли педагога?

— У меня довольно большой педагогический опыт, хоть в школе я работаю и недавно: это и детские лагеря, и преддипломная практика. Довелось поработать с двумя звеньями – с 5 по 9 и с 9 по 11 классы. У каждой возрастной категории есть свои особенности и свои прелести, а соответственно – и свои трудности. Если со старшим звеном интересно общаться как с взрослыми людьми, узнавать у них что-то новое, учиться чему-то, то с младшими интереснее самому вести урок.

Y6KntwtdMFc— Остаётся ли при графике учителя время на себя?

— Эта профессия занимает 24 часа в сутки, даже когда спишь. Даже ночью снятся ученики – проверено на себе. Формально – отвёл уроки в школе и занимайся своими делами, но ещё остаются задания, которые выполняешь только дома: проверка тетрадей, подготовка к следующему уроку. Может, на это влияет и то, что у меня пока недостаточно опыта, и я готовлюсь к каждому уроку. Моя жизнь на данный момент полностью посвящена школе, но нельзя сказать, что я об этом жалею. Пока мне это нравится. Если есть классное руководство, всё свободное время приходится посвящать своему классу — не представляю, как учителя умудряются при этом иметь семью и чистый дом.

— Соответствует ли оплата вложенным силам?

— Мне кажется, нет. Но, наверное, так ответит любой учитель. Это требует очень больших временных затрат. Ты всё своё время посвящаешь работе, но получаешь за это довольно скудные деньги. Хорошо, что существует помощь молодым специалистам – доплата в пару тысяч рублей в месяц.

— Как старший педагогический состав относится к новичкам?

— Меня на самом деле очень тепло встретили в 17-й школе, потому что нуждались в учителе русского языка и литературы. Не могу сказать о какой-то большой поддержке: никто мне не ринулся помогать, но если обращаюсь за помощью, не отказывают. Негативного отношения нет – оно скорее нейтральное.

— Какие возможности видишь для себя в школе?

— Остаться без семьи и свободного времени. (Вздыхает) Трудна профессия учителя — результат здесь виден только через десятилетия.

— Школа №17 уникальна тем, что в ней внедряют инклюзивное образование. Уже успела ощутить специфику?

— Да, работать тяжеловато. Один класс берёт программу с первого раза, а таким деткам даётся всё гораздо сложнее – приходится несколько раз повторять одно и то же, раскладывать материал на несколько уровней – это приводит к моральной усталости. Но в целом это такие же дети, которые любят шалить, которые не делают домашнее задание или делают, если на них поворчать.

— Тяжело ли молодому педагогу добиться внимания и расположения в классе?

— Да, довольно тяжело. Но это зависит и от личности самого педагога. Мне, как кажется, удалось добиться расположения детей, с одной стороны, и дисциплины, с другой. Но тут есть дилемма: или ты хочешь, чтобы дети тебя любили, или ты хочешь давать им знания и требуешь от них строжайшей дисциплины. Как правило, очень строгих учителей не любят, но они лучше дают материал.

— Какой путь ты выбрала для себя?

— У меня такая педагогическая стратегия: сначала показать себя как очень требовательного педагога, а потом показать, какой я человек. Могу сказать, что класс делится на детей, которые не отлынивают от учёбы (они сразу меня полюбили), а ленивые ребята, конечно, относятся негативно. Но на то я и педагог – чтобы отделять личное отношение от работы. Я сразу сказала детям, что буду требовать от них три обязательных момента – дисциплину, субординацию  и порядок.

— В шестом классе знают, что такое субординация?

— Вот они и начали узнавать это слово. Мы договорились, что девиз наших уроков «жёстко, но справедливо». К любому отличнику я отношусь так же, как двоечнику – он получит ту оценку, на которую работал.

 

Беседовала: Анастасия Разумная

Фото: личный архив Елизаветы Пеховой





Затрагиваемые темы:



Подождите... Комментарии сейчас загрузятся!



Свежие новости

Происшествия

24.07.2017, 10:47

Стали известны подробности гибели на смоленском ж/д переезде 8-летнего ребёнка

По сообщению региональной транспортной прокуратуры, трагедия случилась в воскресенье, 23 июля в 11:53, на регулируемом железнодорожном переезде без дежурного работника, расположенном…

Происшествия

23.07.2017, 06:39

В Смоленске поезд сбил насмерть 8-летнего ребёнка

Как стало известно редакции SmolDaily.ru, сегодня, 23 июля, утром на ж/д переезде возле санатория Борок поезд сбил мальчика. От полученных…

Общество

23.07.2017, 01:09

В Смоленске возле бара произошли разборки военных с гражданскими?

Очевидцы сообщили SmolDaily.ru о ночном переполохе возле ресторана Хаген на улице Николаева. Около 23:00 там работали несколько экипажей полиции и бригада скорой…

+16

E-mail отдела новостей: press@smoldaily.ru

По вопросам размещения рекламы: umnitsa34@yandex.ru, +7-909-257-90-36

Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
При полном или частичном использовании материалов издания обязательна активная ссылка на сайт smoldaily.ru.

«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.

© 2014-2017, «SmolDaily».