ЖИВАЯ ЛЕТОПИСЬ СМОЛЕНСКА // спецпроект ››

Александра Иванова: Мы ломаем четвёртую стену и вовлекаем зрителя в происходящее

27.03.2017, 13:24

https://smoldaily.ru/wp-content/uploads/2017/03/ngerkpn9r9I-1-700x514.jpg

ngerkpn9r9I31 марта камерный театр представит премьеру – комедию по легендарному произведению Ильфа и Петрова «12 стульев». Уникальная постановка призвана разрушить четвёртую стену зала и вовлечь зрителя в происходящее.

Сегодня, во Всемирный день театра, говорим о необычном для Смоленска жанре – пластическом спектакле. О нём и о новинке сезона SmolDaily.ru беседует с балетмейстером и режиссёром-постановщиком комедии Александрой Ивановой.

— Первой постановкой камерного театра в жанре пластического спектакля стала гоголевская «Шинель». Боялись, как смоляне воспримут новинку?

— Я не считаю, что это новый жанр. Вопрос в том, что материал мог быть не совсем подходящим – это не совсем пластический материал для работы.

— Тем не менее, «Шинель» имела большой успех…

— Да, нас приглашали в Москву на фестивали и показы, постановка пользовалась популярностью у зрителей. Я стараюсь судить объективно: это хорошая работа для массового зрителя. Это работа, после которой можно выйти перевёрнутым, глубоко задумавшимся о своей жизни. Это работа о вере, о всепрощении. Такие вещи всегда трогают. В скором времени с «Шинелью» мы едем на гастроли в Германию — в город-побратим Смоленска Хаген. У нас были гастроли музыкального театра. Их руководитель увидел «Шинель», был очень впечатлён и пригласил нас. Эта поездка состоится в сентябре.

— Немцам будет легко понять, о чём спектакль?

— Конечно, язык танца понятен и немцам, и испанцам, и русским. Нельзя назвать «Шинель» конкретно русской постановкой – тема маленького человека затрагивается во многих общемировых источниках литературы. Я думаю, те, кто смотрел, понимают. Тем, кто не смотрел, советую это сделать, особенно молодёжи. Я, как режиссёр, слышала много отзывов об этой работе: кто-то говорил, что не мог оправиться неделю, кто-то размышлял о своей жизни, кто-то говорил о том, что стало легко. Каждый будет рассматривать эту работу в силу своего духового опыта. Но да, это не комедия. В зале 80% людей плачут: только у кого-то это слёзы горя, а у других – очищения, потому что всё хорошо, потому что финал у меня в отличие от гоголевского положительный. Это некая вера в лучшее и в будущее, что человек и общество всё-таки исправятся.

шинель— С помощью чего до зрителя проще донести желаемое – с помощью слов или танца, движений?

— Это всё является средствами выразительности. Слово, безусловно, самое сильное из них, но есть одно но: мы 30% общаемся вербально, а 70% — невербально. Я, как балетмейстер, немного разграничиваю для людей: это не хореографическая работа, это пластический спектакль. Как и в «Шинели»,в «12 стульях» есть художественные средства хореографии, но больший упор делается на поиске внутреннего состояния и «вытаскивании» его из себя. Есть вещи, которые очень сложно передать телом, без слова они будут практически невозможны.

— Что, например?

— С помощью движений легко передать человеческие чувства, какие-то конкретные события, но иногда дело касается материала, в котором главное средство выразительности – слово. Например, если мы возьмём рассказы Михаила Зощенко, самое главное там – не место, где происходит история, а то, как это написано – шутки, юмор. Юмор без слов передать сложно, это включается в работу, и мы уже начинаем придумывать что-то своё, как это было в «12 стульях».

— Насколько комедия «12 стульев» легко легла в формат пластической постановки?

— Сложно, потому что это материал, который лучше класть на движения. Но это никак не помешало нам. Я пошла по другому пути: у нас есть многое от клоунады, а актёры будут взаимодействовать со зрителями. Мы ломаем четвёртую стену, ломаем пространство: как только человек заходит в зал, он принимает активно участие в том, что происходит на сцене. Он даже может говорить что-то, высказать своё мнение. Зритель не чувствует себя где-то далеко, он не подглядывает в замочную скважину за тем, кто происходит на сцене. Он становится прямым соучастником. Много импровизации в самом спектакле – я не знаю, как пройдут некоторые вещи. Мне бы хотелось, чтобы эта работа была удивительна для актёров, чтобы, в первую очередь, им было интересно играть. В какой-то момент они будут переключаться: актёр играет роль Остапа Бендера, но через секунду он может стать Никитой Куманьковым, исполнителем главной роли. Будут абсолютно нестандартные повороты для зрителя и максимум свободы: мы делаем, что хотим вместе со зрителем, и это весело.

C4IdSZk6oCo— По вашему мнению, зритель готов к такой необычной подаче?

— Конечно. Почему он не готов? Мы не открываем Америку – мне кажется, мы возвращаемся к театральным традициям Смоленска 90-х и 2000-х. Я не знаю, что будет с этим спектаклем и какова его судьба, но я бы хотела, чтобы и актёры, и зрители получали удовольствие. Спектакль – это лотерейный билет: даже выдающиеся режиссёры не знают, чем всё обернётся. Я боюсь только одной вещи – безразличия. Не боюсь жуткого провала и успеха – это 2 стороны одной медали, провал с треском – это тоже хорошо, об этом будут говорить. Мы боремся с 2 прекрасными фильмами. Это такая задача! Эти картины смотрели все, все знают примерный сюжет. Нам нужно будет бороться с Андреем Мироновым. Это вообще возможно? Мы на себя взяли такую ношу! Я предполагаю, что найдутся люди, которые скажут, что постановка не дотягивает. Но не дотягивать-то мы будем к чему? К великому! Наверняка будут те, кто скептически к этому отнесётся, потому что мы делаем всё это иначе: я складывала этот роман как пазл и переворачивала, чтобы зрителю проще было понять происходящее.

— Глубоких смыслов, как в «Шинели», в этой премьере искать не стоит?

— Для меня «Шинель» — это крик в толпу, это моя позиция о самопожертвовании, о всепрощении как гражданина, как человека, женщины. Это очень личная для меня работа: каждый раз на этом спектакле я касаюсь души зрителей – в этом, наверное, и есть сила искусства, когда я могу чему-то научить, что-то донести до людей. «12 стульев» — это, надеюсь, прекрасно проведённое время в компании с актёрами, с хорошим материалом, текстом, звуком, светом. Это просто комедия, в которой нет никаких глубоких смыслов, разве что в отдельных сценах.

— Уже знаете, о чём будет следующий спектакль?

— Задумок миллион, но многое пишется «в стол». Я бы, наверное, поставила тот жанр, которого в Смоленске вообще нет. Я себя ощущаю в состоянии ученика всю свою жизнь, даже в 80 лет буду чувствовать себя учеником. Мы всегда должны учиться, всю жизнь, поэтому интересен новый опыт – благодаря этому, я учусь, изучаю литературу. Хочется, поставить хоррор. Только представьте: вы приходите в театр в 23:00 на ужастик… Мы же ходим на них в кинотеатры, потому что это адреналин. Можно сделать перед спектаклем какой-то квест, например, завести зрителей через задний вход — тогда театр заживёт немного иначе.

 

Беседовала: Анастасия Разумная

Фото: личный архив Александры Ивановой, камерный театр


Сделать SmolDaily основным источником новостей в Яндекс

Затрагиваемые темы:



Подождите... Комментарии сейчас загрузятся!



Свежие новости

Общество

20.09.2019, 09:30

Юные экстремалы из Рославля устроили опасные игры на мосту

Рославльчане подловили школьников, которые, подвергая себя опасности, резвились на автомобильном мосту. Очевидцы запечатлели трёх подростков, которые перелазили через перила моста,…

Происшествия, Фото и видео

20.09.2019, 08:44

«Заднее стекло метров на 5 отлетело». Последствия массового ДТП на Дзержинского в Смоленске сняли на видео

Напомним, серьёзное ДТП случилось сегодня, 20 сентября, около 18:15. Пострадали четыре автомобиля. По словам очевидцев, автоледи на «Опель Корса» протаранила…

Происшествия

20.09.2019, 06:37

В Смоленске произошло массовое ДТП. В эпицентре страшной аварии оказался грудной ребёнок

Сегодня, 20 сентября, на улице Дзержинского столкнулись четыре автомобиля. Как рассказали очевидцы, девушка на автомобиле «Опель» на трамвайных путях решила…

16+

E-mail отдела новостей: press@smoldaily.ru

По вопросам размещения рекламы: umnitsa34@yandex.ru, +7-909-257-90-36

Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.
При полном или частичном использовании материалов издания обязательна активная ссылка на сайт smoldaily.ru.

«SmolDaily» зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.12.2016 г. Номер свидетельства о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-68157.

Учредители (соучредители): ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СМОЛДЕЙЛИ», Моисеева Ю.В.
Главный редактор: Моисеева Ю.В.

© 2014-2019, «SmolDaily».